Обращаясь в любой государственный орган, человек рассчитывает на решение своей проблемы, качественное рассмотрение обращения, получениеграмотных и доступных разъяснений. Это идеальный результат, достижению которого может помешать множество объективных и субъективных причин. И одно из препятствий – сайты-двойники государственных органов (особенно выполняющих надзорные функции), которых все больше появляется на просторах Интернета.
Их называют «фейковыми», то есть поддельными, фальшивыми. Как правило, мошенники создают сайты-двойники интернет-магазинов, банков и других кредитных учреждений, фейковые страницы в социальных сетях. Уполномоченный в работе столкнулся со случаем подделки сайта одного из надзорных органов.
Возмущенная жительница Ступино пожаловалась, что позвонила по телефону горячей линии, записалась на консультацию и поехала по указанному на сайте адресу, полагая, что едет на прием в государственный орган. Она рассчитывала на положительное решение своего вопроса. Однако по данному адресу женщина обнаружила только юридическую фирму, сотрудники которой стали настойчиво предлагать помощь в написании обращения на имя главы городского округа за 20 тысяч рублей.
Оказалось, на сайте фирмы в верхней и нижней частях страницы действительно указано название надзорного органа, а также содержится схожая с официальной символика (двуглавый орел). Все это в совокупности может создавать у граждан устойчивое впечатление, что они открыли официальный сайт.
Усмотрев в приведенных заявительницей фактах возможные признаки недостоверной и недобросовестной рекламы, Уполномоченный обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области с просьбой провести проверку. «В результате проведенной проверки выявилось, что этот сайт, так похожий на ресурс государственного органа, создан индивидуальными предпринимателями. В их отношении было возбуждено дело по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе» (недостоверная реклама). Надеюсь, это станет предостережением для всех, кто специально пытается сделать свою коммерческую страничку визуально похожей на какой-то официальный сайт», — комментирует ситуацию Уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семёнова. Омбудсмен также напомнила несколько моментов, которые всегда нужно учитывать, обращаясь в любой государственный орган.
— Обращение в государственные структуры всегда бесплатно. Если вам предлагают подготовить письмо за плату, проверьте – точно ли это государственный ресурс.
— Жалобу или заявление можно и нужно излагать своими словами. Работнику компетентного органа важно знать суть проблемы и обстоятельства дела, а вот многостраничные цитирования законодательства ему совсем не интересны, так как квалифицированный юрист и так знает, какие нормы применимы в той или иной ситуации.
— Названия официальных сайтов государственных органов не содержат слов «информационно-правовой ресурс», «центр поддержки населения», «правовая защита населения» и т.д.
— Сайты-двойники обычно все-таки содержат указание на то, что это реклама.
— Если вы звоните в орган власти, секретарь, снявший трубку, как правило, представляется и озвучивает название организации (например, «Здравствуйте, приемная Управления Роспотребнадзора»). Если этого не происходит, уточните, в какой орган вы попали и с кем говорите.
— Если вы столкнулись с обманом, как и жительница Ступино, обращайтесь в Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области и прокуратуру.
upch.mosreg.ru